ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ.
Зачем это надо?
Вы прошли три этапа работы над проблемными звуками: артикуляционные упражнения, основной задачей которых является усвоение и закрепление артикуляционной позы, необходимой для правильного произнесения звука; этап непосредственной постановки звука и работа по закреплению поставленного звука и введению его в активное употребление.
Для успешного завершения работы над звуками необходим четвертый этап — этап дифференциации звуков. Кстати, частично такая работа проводилась в процессе автоматизации звука где-то на уровне слова.
В чем заключается необходимость этого этапа?
Ребенок на слух и в произношении или только в произношении (что является наиболее легкой формой) смешивает звуки одной фонетической группы (С—3, Ш—Ж, Л—Р) между собой или звуки разных фонетических групп, близких по артикуляции (С—Ш, 3—Ж, С—Ц и т.д.).
Эти нарушения звуков в речи ребенка можно классифицировать следующим образом:
— по типу пропусков (когда звук просто опускается: коова вместо коРова,
мыка вместо мыШка);
— по типу искажения (когда звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему акустическому эффекту);
— по типу замен (коСка вместо коШка, и наоборот);
— по типу оглушения или озвончения (ФареШка вместо ВареЖка, Гошка
вместо Кошка).
В последних двух случаях после постановки звука и введения его в речь и возникает необходимость отдифференцировать новый звук от того звука, на который он заменялся, так как уже в процессе работы над звуком специалист часто сталкивается с тем, что ребенок начинает вставлять новый звук где надо и где не надо (Шобака, Шина, каШтрюля).
Этап дифференциации звуков также подразделяется на подэтапы. Их пять:
1. Дифференциация поставленного звука на уровне слога.
2. Дифференциация звука на уровне слова (повтор ребенком за взрослым).
3. Самостоятельное воспроизведение слов ребенком по картинкам.
4. Повторение за взрослым фраз и самостоятельное воспроизведение фраз
по картинкам.
5. Работа над дифференцируемыми звуками в стихах (заучивание), текстах
(пересказ) и скороговорках.
В кладке «Дифференциация звуков» вы можете скачать материал по этой теме.
Комментариев нет:
Отправить комментарий