Здравствуйте! Я очень рада приветствовать Вас в своём блоге «Звукомир»! Мой блог адресован педагогам и родителям. Надеюсь каждый читатель блога найдет для себя полезную и интересную информацию. Оставляйте свои комментарии, отзывы и пожелания. Я всегда буду рада Вам помочь!

вторник, 13 октября 2020 г.

Поговорим о дизартрии!

 Дизартрия- у  многих родителей возникает масса вопросов по данному диагнозу, который ставит врач- невролог. В этой статье я хочу помочь вам разобраться с этой темой. И так , что означает это понятие?

Дизартрия- это расстройство речи, которое выражается в искаженном или затрудненном проговаривании звуков, слов, фраз. Болезнь у ребенка формируется из-за недостаточного снабжения нервными окончаниями органов речевого аппарата, т.е. при дизартрии нарушается двигательный механизм речи вследствие органического поражения центральной нервной системы.  Причиной дизартрии являются локальные поражения головного мозга, вызывающие органические поражения тех структур мозга, которые снабжают нервами речевую мускулатуру.

Общие клинические признаки заболевания:
-нарушение мышечного тонуса;
-нарушение артикуляционной  моторики;
-нарушение голосообразования;
-нарушение дыхания.
Нарушение артикуляционной моторики проявляется в виде изменения тонусов артикуляционных мышц (повышенный тонус - скованность мышц; пониженный тонус- язык вялый и ребенок не может  удерживать артикуляторную позу), появляется повышенное слюноотделение, наличие разного рода синкинезий (сопутствующих движений при выполнении упражнений, например, движение подбородка), тремора, нарушения дыхания, расстройства голосообразования. Фраза формулируется нечетко, беспорядочно расставляются смысловые ударения, нарушается расстановка пауз, характерны пропуски звуков, слов. Голос обычно тихий, а иногда неравномерный ( то тихий, то громкий), монотонный, иногда назализованный. Нарушается общая и мелкая моторика ( дети неуклюжи, не ловкие, с трудом держат карандаш, столовые приборы, застегиваю пуговицы) 
В целом речь при дизартрии нечеткая, смазанная, монотонная. 
Существует классификация дизартрии у детей  по степени понятности речи для окружающих:
-нарушения звукопроизношения незаметны, выявляются только специалистами в ходе обследования ребенка;
-нарушения произношения заметны для всех, но в целом речь ребенка понятна для окружающих;
-речь ребенка понятна близким и только отчасти окружающим;
-речь непонятна даже близким ребенка.

Целью коррекции и лечения дизартрии является достижение речи понятной окружающим. Сложный характер дизартрии, а так же то, что она является не самостоятельным заболеванием, а частью того или иного неврологического синдрома, обусловливает необходимость комплексной терапии ( врача невролога, учителя- логопеда, родителей)

Дети, имеющие дизартрию, нуждаются в длительной систематической индивидуальной логопедической работе. Как правило, дефекты при дизартрии отличаются особой стойкостью.Исправление одного звука в некоторых случаях может длиться шесть месяцев и более. Процесс требует чёткой слаженной работы логопеда, ребёнка и родителей.

ЧТО БУДЕТ ЕСЛИ НИЧЕГО НЕ ДЕЛАТЬ?

Если нарушение не корректировать, у ребёнка-дизартрика могут возникнуть неприятные последствия или, выражаясь медицинским языком, осложнения. Ввиду нечёткого произношения звуков, нарушается их восприятие. Это приводит к смешению нескольких звуков в речи.

Проблема 1: сложности в школе с письмом. К примеру, ребёнок не может чётко назвать звук, присутствующий в слове ([С] или [Ш], [Л] или [В]) и, соответственно, не знает, какую букву нужно написать. Как следствие, у него низкая успеваемость.

Проблема 2: проблемы в общении со взрослыми. Невнятная речь мешает социализации ребёнка среди взрослых, становится причиной неуверенного поведения, не позволяет задавать вопросы и развиваться.

Проблема 3: сложности в общении с ровесниками. Некоторые дети могут насмехаться над ребёнком-дизартриком, что приводит к психологическим комплексам и не успешности в своей среде.

Таким образом, ребёнка с дизартрией не уважают учителя и одноклассники. Это не может не отразиться на дальнейшей профессиональной деятельности и личной жизни самым неприятным образом.

Однако, если подойти к процессу серьезно и комплексно, можно добиться отличных результатов!

Источники:

1. Белякова Л.И., Волоскова Н.Н. Логопедия. Дизартрия.- М.: Гуманитарный изд.центр ВЛАДОС, 2013.

2. Визель Т.Г. Основы нейропсихологии.-М.: В.Секачев, 2014

3. https://probolezny.ru/


Комментариев нет:

Отправить комментарий