Вот уже несколько занятий с ребятами изучаем буквы. Очень тяжелые были первые шаги, а некоторые дети так и не смогли усвоить материал. Буква-это графический знак звука. Как же правильно подходить к изучению букв? Многие родители допускаю ошибки при закреплении материала дома.
Давайте разбираться.
Перед тем, как знакомить ребенка с новой буквой, мы проходим несколько этапов:
Предлагаю детям произнести звук. При этом задаю
вопросы, позволяющие «прочувствовать» артикуляцию звука. Например, «В каком
положении губы (язык)?»
Определение характеристик звука.
Например: звук [а] - рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает
преграды, звук можно петь голосом. Нужно объяснить ребенку, что такой звук
называется гласным.
Звук [м] - губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, так как ему мешают
губы; звук можно потянуть (то есть звук можно произносить длительно), но его
нельзя произнести выше-ниже, то есть нельзя петь. Ребенку объясняется, что
такой звук называется согласным.
Когда изучали гласные особо проблем никаких не было, т.к. к каждому гласному звуку подбирали картинки ( об этом можно почитать тут) А вот когда появились согласные вот тут началась у некоторых путаница. Мне очень хотелось ребятам как-то помочь усвоить такой сложный материал. Во время занятия у меня возникла идея создать вот такую картинку:
Гласные- поём и нет преграды.
Согласные петь не можем и существует преграда.
По результатам работы могу сказать, что такая подсказка работает. Вот так сами дети толкают нас на какие-либо новые идеи и разработки.
Этап № 2 "Внимательные ушки"
Даю инструкцию: "Хлопни когда услышишь звук.... " Обязательно с ребятами играем в такую игру и даю для закрепления домой. Сначала учимся слышать звук изолированно, затем в слогах, а потом в словах. Это важный этап, ведь способность воспринимать звуковой состав слова является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения.
На этом этапе учимся находить позицию звука в слове. Для этой цели подготовила детям цветные линейки вот такого типа:
Послушав внимательно слово, определяют где находится заданный звук и ставят на квадратик определенного цвета картинку или фигурку. Такое задание тоже дается нелегко, но мы только начинаем и уже есть первые успехи.
После этих этапов мы начинаем знакомиться с графическим знаком этого звука, то есть с образом буквы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий