Здравствуйте! Я очень рада приветствовать Вас в своём блоге «Звукомир»! Мой блог адресован педагогам и родителям. Надеюсь каждый читатель блога найдет для себя полезную и интересную информацию. Оставляйте свои комментарии, отзывы и пожелания. Я всегда буду рада Вам помочь!

понедельник, 15 ноября 2021 г.

Ох, уж эти гласные и согласные!


Вот уже несколько занятий с ребятами изучаем буквы. Очень тяжелые были первые шаги, а некоторые дети так и не смогли усвоить материал. Буква-это графический знак звука. 
Как же правильно подходить к изучению букв? Многие родители допускаю ошибки при закреплении материала дома. 
Давайте разбираться.
Перед тем, как знакомить ребенка с новой буквой, мы проходим несколько этапов:

Этап № 1  Артикуляция звука

Предлагаю детям произнести звук. При этом  задаю вопросы, позволяющие «прочувствовать» артикуляцию звука. Например, «В каком положении губы (язык)?»

Определение характеристик звука.
Например: звук [а] - рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом. Нужно объяснить ребенку, что такой звук называется гласным.
Звук [м] - губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, так как ему мешают губы; звук можно потянуть (то есть звук можно произносить длительно), но его нельзя произнести выше-ниже, то есть нельзя петь. Ребенку объясняется, что такой звук называется согласным. 

Когда изучали гласные особо проблем никаких не было, т.к. к каждому гласному звуку подбирали картинки ( об этом можно почитать тут) А вот когда появились согласные вот тут началась у некоторых  путаница. Мне очень хотелось ребятам как-то помочь усвоить такой сложный материал. Во время занятия у меня возникла идея создать вот такую картинку:




Гласные- поём и нет преграды.
Согласные петь не можем и существует преграда. 
По результатам работы могу сказать, что такая подсказка работает. Вот так сами дети толкают нас на какие-либо новые идеи и разработки.

Этап № 2 "Внимательные ушки"

Даю инструкцию: "Хлопни когда услышишь звук.... " Обязательно с ребятами играем в такую игру и даю для закрепления домой. Сначала учимся слышать звук изолированно, затем в слогах, а потом в словах. Это важный этап, ведь способность воспринимать звуковой состав слова  является залогом четкого произнесения звуков, правильной слоговой структуры слов и основой легкости овладения грамматическим строем языка, а значит успешного освоения письма и чтения.

На этом этапе учимся находить позицию звука в слове. Для этой цели подготовила детям цветные линейки вот такого типа:


Послушав внимательно слово, определяют где находится заданный звук и ставят на квадратик определенного цвета картинку или фигурку. Такое задание тоже  дается нелегко, но мы только начинаем и уже есть первые успехи. 

После этих этапов мы начинаем знакомиться с графическим знаком этого звука, то есть  с образом буквы.  



Комментариев нет:

Отправить комментарий